Городской округ
Обращения граждан:

Обращения Юр. лиц:
Секретариат:
Интернет приёмная:
Версия для
слабовидящих
Администрация Городского округа Коломна » Нормативные документы » Муниципальный контроль » Земельный контроль » Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения

Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения

14 сентябрь 2021
320
о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства в части установленной компетенции, об обязательных требованиях в сфере муниципального земельного контроля МЗК в отношении земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения являются основным средством производства в сельском хозяйстве и в соответствии с законодательством, подлежат особой охране.

Правила и порядок использования земель сельскохозяйственного назначения установлены Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Основными задачами муниципального земельного контроля администрации городского округа Коломна являются выявление и предотвращение самовольного снятия, порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, выявление неиспользуемых сельскохозяйственных земель и принятие мер по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот, сохранению и воспроизводству плодородия земель.

Наибольшее количество правонарушений, выявляемых муниципальными инспекторами при проведении контрольно-надзорных мероприятий, связано с зарастанием земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Такие участки не используются в сельскохозяйственном производстве, на них беспорядочно растут деревья и кустарники, однолетние и многолетние сорные травы, не осуществляется выпас скота, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не производится кошение трав. Длительное неиспользование земельного участка постепенно приводит к задернению плодородного слоя почвы корневой системой сорных трав, образуются земляные кочки. Со временем на участке происходит деградация земель, ввести такие земли в сельскохозяйственный оборот без проведения культуротехнических работ невозможно. 

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Для нерадивых землепользователей в земельном законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. После передачи материалов в органы госземконтроля в отношении нарушителей земельного законодательства возбуждается производство по составу административного правонарушения:
 ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель  (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.)
ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ -  неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3% до 0,5% процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц от 0,5% до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей; на юридических лиц 2% до 10% процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей;
Согласно ч. 4 ст. 6  ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Муниципальный земельный контроль в границах городского округа Коломна на землях с категориями земель: земли населенных пунктов,  земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  земли особо охраняемых территорий и объектов.
        Использование земельных участков с категорией земель: земли населенных пунктов,  земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  земли особо охраняемых территорий и объектоврегулируется Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля возложены на орган местного самоуправления ст. 72 Земельного кодекса РФ.  Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. В городском округе Коломна полномочиями на осуществление муниципального земельного контроля наделен отдел земельного и имущественного контроля управления имущества и земельных отношений.
      Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков урегулированы ст. 42 Земельного кодекса РФ, а именно:
собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Хотелось бы отметить: Согласно ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, однако, следует отметить, что Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Федеральным законом от 07.07.2003 № 112- ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" обязанность использования земельного участка, предназначенного для садоводства и огородничества, и для ведения личного подсобного хозяйства, в течение какого-либо срока не установлена, в связи с чем, состав административного право-нарушения по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ не образуется.
  Из вышеизложенного следует, что признаков нарушений требований земельного законодательства РФ для неиспользуемых земельных участков с видом разрешенного использования: для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности граждан не выявляется. Однако,                  такие земельные участки представляют собой опасность в части возможного возникновения пожароопасной обстановки. Структурными подразделениями администрации Городского округа Коломна составляются акты осмотра и направляются по направлению деятельности, в на Отдел надзорной деятельности по Коломенскому району МЧС России, с целью привлечения нарушителей к административной ответственности. Также, сами граждане, чьи права нарушены, могут направить обращение в Отдел надзорной деятельности,  расположенный по адресу: 140400, Московская область, г. Коломна, ул. III Интернационала, д.12 а, телефон 8-496-612-24-27.
В соответствии с п. п. 2 п. 12 ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ «Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» отдел земельного и имущественного контроля уполномочен на проведение осмотра (обследования) земельного участка, на котором предполагается либо произведены работы по строительству, реконструкции объектов недвижимого имущества. Специалисты отдела муниципального земельного контроля составляют акт осмотра земельных участков, на которых возведены (построены) объекты капитального, незавершенного строительства, объекты недвижимого имущества без разрешительной документации на строительство и с нарушением норм Градостроительного кодекса РФ. Акты осмотров направляются на Комиссию по вопросам выявления самовольных построек и объектов незавершенного строительства при администрации Городского округа Коломна, с целью демонтажа самовольной постройки.
Основными нарушениями требований земельного законодательства РФ являются:
- самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; территории, входящей в состав земель неразграниченной государственной собственности и находящейся в распоряжении органа местного самоуправления. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях). Влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.8 КоАП РФ (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях). Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
За год выявляется порядка 160 нарушений требований земельного законодательства.
Привлекаются к административной ответственности юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели. По факту выявленного нарушения, кроме привлечения к административной ответственности (наложения штрафа) выдается Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ с указанием срока устранения нарушения. Административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль наступает административная ответственность предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ. Материалы об административном правонарушении направляются на рассмотрение мировым судьям.
В соответствии с п. п. 2 п. 12 ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ «Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» отдел земельного и имущественного контроля уполномочен на проведение осмотра (обследования) земельного участка, на котором предполагается либо произведены работы по строительству, реконструкции объектов недвижимого имущества. При осмотре (обследовании) специалисты отдела устанавливают факт использования либо выявляют признаки нарушения требований земельного законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению». 
Закон Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»
         Кроме выполнений требований земельного законодательства РФ, обязанности по санитарному содержанию, обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территориях, прилегающих к земельным участкам, домовладениям граждан установлены Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области», Правилами благоустройства территории Коломенского городского округа Московской области, утвержденными Советом депутатов Коломенского городского округа Московской области от 24.04.2019 № 486  и обязательны к выполнению, а именно:
- в соответствии со ст. 54 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» обязан:
«а) своевременно производить капитальный и текущий ремонт домовладения, а также ремонт и окраску фасадов домовладений, их отдельных элементов (балконов, водосточных труб и т.д.), надворных построек, ограждений. Поддерживать в исправном состоянии и чистоте домовые знаки и информационные таблички, расположенные на фасадах домовладений;
б) складировать бытовые отходы и мусор в специально оборудованных местах;
в) не допускать длительного (свыше 7 дней) хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на фасадной части, прилегающей к домовладению территории;
г) производить регулярную уборку от мусора и покос травы на прилегающей к домовладению территории, своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории;
д) не допускать хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на прилегающей территории;
е) не допускать производства ремонта или мойки автомобилей, смены масла или технических жидкостей на прилегающей территории.».
 Дополнительно сообщаю, что установка ограждений, шлагбаумов, иных ограничителей на данных территориях запрещена. За нарушение требований законодательства наступает административная ответственность.
 
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Другие публикации:
Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения07 октябрь 2020Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения09 июнь 2021Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения02 октябрь 2020Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения05 октябрь 2020Информация об основных полномочиях органа местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения30 май 2019