Городской округ
Обращения граждан:

Обращения Юр. лиц:
Секретариат:
Интернет приёмная:
Версия для
слабовидящих
Администрация Городского округа Коломна » Нормативные документы » Муниципальный контроль » Земельный контроль » Результаты обобщения правопр. практики ( Зем.конт) » Обобщение правоприменительной практики в рамках муниципального земельного контроля за период с 30 июня 2023 года по 30 мая 2024 года

Обобщение правоприменительной практики в рамках муниципального земельного контроля за период с 30 июня 2023 года по 30 мая 2024 года

01 июль 2024
128
Контактная информация для приема предложений в рамках публичных обсуждений:
г. Коломна: пл. Советская, д. 1, каб. 310, тел. 8/496/612-16-58, 
e-mail: kui-kolomna@mail.ru; отдел МЗК;
г. Озеры: пл. Советская, д. 1, каб. 103, тел. 8/496/702-14-30, 
e-mail: kui-kolomna@mail.ru; отдел МЗК.
ЧАСЫ ПРИЕМА: каждый понедельник месяца (за исключением праздничных дней)
с 08 час. 30 мин до 12 час. 00 мин.
 

Обобщение правоприменительной практики в рамках муниципального земельного контроля за период с 30 июня 2023 года по 30 мая 2024 года
 
Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предусмотрено проведение контрольных мероприятий без взаимодействия с правообладателями земельных участков – выездных обследований, наблюдений за соблюдением обязательных требований законодательства. Привлечение к административной ответственности за выявленные нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ в рамках данных контрольных мероприятий – не предусмотрено.
 
В рамках поручения Министерства имущественных отношений Московской области по программе «Проверки Подмосковья» в период с июня 2023 г. по 30 мая 2024 г. проведено 7197 выездных обследований земельных участков, расположенных на территории Городского округа Коломна. 
 
В период действия моратория деятельность органа, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля, направлена на профилактику правонарушений обязательных требований земельного законодательства.
 
Одним из профилактических мероприятий является объявление Предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства. 
Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?
 
Предостережение — это процессуальный документ, имеющий предупредительный, профилактический характер и является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, носит информационный характер.
В соответствии со статьей 49 Закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020, предостережение объявляется, в случае, если у контрольного (надзорного) органа имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
 
Указанные сведения могут содержаться:
- в обращениях граждан и юридических лиц;
- в информации СМИ;
- в обращениях органов государственной власти (в т.ч. правоохранительных органов);
- при непосредственном обнаружении должностным лицом, в данном случае – Управления имущества и земельных отношений администрации Городского округа Коломна Московской области.
 
По результатам анализа полученных документов и сведений, контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
 
Что делать если вы получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?
 
По факту получения предостережения, контролируемому лицу необходимо с ним ознакомиться, проанализировать свою деятельность на предмет соответствия указанным в предостережении обязательным требованиям и принять меры по недопущению нарушений.
 
В адрес должностного лица, объявившего предостережение, следует направить уведомление об исполнении предостережения или об осуществлении деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (если доводы предостережения не подтвердились).
 
Также, контролируемое лицо вправе подать на предостережение возражение. Возражение на предостережение подаётся в течение 20 рабочих дней с момента получения предостережения:
 
- должностному лицу, объявившему предостережения.
В возражении указываются:
 
- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
 
- ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
 
- дата и номер предостережения;
 
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
 
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
 
Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме по электронной почте, через портал РПГУ, либо в бумажном виде почтовым отправлением (до 31.01.2025 г.).
 
Срок рассмотрения возражений на предостережение - 20 рабочих дней. По результатам рассмотрения возражений контролируемому лицу направляется ответ об обоснованности или необоснованности предостережения и возражений.
 
В рамках контрольных мероприятий без взаимодействия объявлено Предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства – 220 предостережений (в том числе в рамках работы по ликвидации борщевика Сосновского). 
 
Опасным борщевик делают ядовитые вещества, которые он выделяет в атмосферу. Это кумарины и эфирные масла, вызывающие ожоги при контакте с любыми частями растения. Большую угрозу, в некоторых случаях даже смертельную, представляет борщевик для аллергенных людей. Особенно опасен борщевик во время цветения. Борщевик Сосновского относится к классу сорняков. На земельном участке деятельность не ведется, имеются признаки неиспользования земельного участка.
Произрастание борщевика Сосновского на земельных участках – нарушение обязательных требований ст. 42 Земельного кодекса и Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства». Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 5 статьи 6.11.  Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекса Московской области об административных правонарушениях"– непроведение мероприятий по удалению с земельных участков борщевика. Санкция данной статьи: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
 
 
Самым распространенным нарушением обязательных требований земельного законодательства остается самовольное занятие территории, входящей в состав земель неразграниченной государственной собственности и находящейся в распоряжении органа местного самоуправления. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». Санкция данной статьи: «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
 
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка. 
 
Это означает, что правообладателями земельных участков устанавливаются ограждения не в соответствии с учтенными в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) границами земельных участков, а на «муниципальной территории» с незаконным увеличением используемой в личных целях площади земельного участка. За истекший период отделом муниципального земельного контроля при осуществлении контрольных мероприятий без взаимодействия (предусмотрено Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ, не противоречит Постановлению Правительству РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля») выявлено 156 земельных участков с фактами нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ  «Самовольное занятие земельного участка». Выявив данный факт муниципальные земельные инспекторы составляют материалы выездного обследования (контрольного мероприятия без взаимодействия), направляют в адрес правообладателя данные материалы с Уведомлением об устранении выявленного нарушения любым законным способом: демонтаж ограждения с переносом ограждения в установленные законом границы либо выкуп самовольно занятой государственной территории за 50% от кадастровой стоимости (в случае отсутствия ограничений, обременений на данной территории) в установленные законом сроки – 3 месяца с момента получения Уведомления. Во втором случае потребуются услуги кадастровых инженеров.
В случае отсутствия принятых действий со стороны нарушителя, осуществившего нарушение, материалы контрольного мероприятия направляются в суд с целью понуждения пользователя самовольно занятой территории к освобождению данной территории от ограждения (строений, сооружений, при наличии) в судебном порядке. Специалисты отдела муниципального земельного контроля всегда готовы оказать консультирование, дать разъяснения по интересующим вопросам, помочь собрать информацию по возможным ограничениям на предварительном этапе возможного формирования земельного участка, с целью узаконивания увеличенной площади земельного участка. Лишь только в случае отсутствия действий, направленных на устранение нарушений, со стороны правообладателей земельных участков, на которых выявлены нарушения, материалы выездных обследований направляются в юридический отдел администрации с целью понуждения устранения нарушения в судебном порядке.
За истекший период 2023-2024 г.г.:
- приступили к процедуре перераспределения земель – 102 землепользователя;
- самостоятельно устранили нарушения 7 (семь) пользователей самовольно занятой территории – ограждение перенесено в установленные законом границы;
-  в суд направлены материалы в отношении 2 землепользователей. 
В случае неисполнения решения суда, орган местного самоуправления имеет право передать материалы контрольного мероприятия без взаимодействия, Решение суда на Комиссию по демонтажу самовольно установленных на территории Городского округа Коломна ограждений, нестационарных объектов и др. с наложением взыскания затраченных бюджетных средств на нарушителя.
За период с января по май 2024 года в бюджет органа местного самоуправления в рамках предоставления услуги по перераспределению земель в бюджет органа местного самоуправления поступили денежные средства (выкуп за 50% от кадастровой стоимости)  на сумму – 709 662 руб. 
 
Также, по результатам осуществления муниципального земельного контроля, в случае установления факта неиспользования земельного участка с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения (в том числе с выявленным фактом произрастания борщевика Сосновского), ответственность за данные правонарушения предусмотрены ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ч. 5 ст. 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекса Московской области об административных правонарушениях" материалы контрольного мероприятия – выездного обследования, через систему ЕГИС ОКНД (единая государственная информационная система ОКНД - государственная информационная система Московской области, предназначенная для комплексного обеспечения процесса проведения мероприятий по контролю, при осуществлении КНО государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оформления результатов проверок, производства по делам об административных правонарушениях, раскрытия сведений о проводимых проверках на территории Московской области) направляются в налоговый орган, уполномоченный, по выявленным основаниям с даты выявленного правонарушения, на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в размере, не превышающем 1,5 процента вместо 0,3%. 
 
Деятельность отдела муниципального земельного контроля Управления имущества и земельных отношений администрации Городского округа Коломна направлена на профилактику и предупреждение правонарушений в области земельного законодательства РФ, на оказание всесторонней помощи правообладателям земельных участков в решении возникших проблем. В случае необходимости, предлагаем обратиться к специалистам отдела за консультацией, проведением профилактического визита, разъяснением норм права: 
 
г. Коломна: пл. Советская, д. 1, каб. 310, тел. 8/496/612-16-58, e-mail: kui-kolomna@mail.ru;
г. Озеры: пл. Советская, д. 1, каб. 103, тел. 8/496/702-14-30, e-mail: kui-kolomna@mail.ru.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter