Городской округ
Обращения граждан:

Обращения Юр. лиц:
Секретариат:
Интернет приёмная:
Версия для
слабовидящих

Живи, песня!

02 апрель 2021
696
Три подруги сидят в сумерках на крылечке и негромко поют… Всем известные кадры из знаменитого фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», удостоившегося «Оскара» и восторга 90 миллионов телезрителей – именно столько киноманов всех возрастов пришли посмотреть ленту в 1980 году, когда она вышла на экраны. Через год состоялась её телевизионная премьера, и картина навсегда вошла в наши сердца своей лиричностью, пронзительной правдивостью, узнаваемостью персонажей. Она – про нас…
Но речь сегодня не о фильме. Мало кто знает, что слова песни, которую поют три повзрослевшие героини фильма на ступеньках деревенского дома, написала озерчанка Людмила Алексеевна Вялкина (Голицына).

Стою под тополем, грызу травиночку. Зачем протопала к нему тропиночку?..

Простые слова, нежная, незатейливая мелодия, а хочется слушать и слушать. И вспоминать что-то очень хорошее, почти забытое. Нет, Людмила Алексеевна вовсе не профессиональная поэтесса, хотя музыку на её слова положил наш знаменитый композитор Ян Френкель и песня, исполненная в первый раз Людмилой Зыкиной, била все рейтинги прослушивания. Но хочется рассказать обо всём по-порядку.
Родилась наша героиня в Озёрах, в одном из переулков возле известной «Чайной». Старожилы легко вспомнят, что чайная находилась на том месте, где сейчас располагается Озёрская школа искусств – как раз напротив современного городского ДК. В те времена, которые наши юные читатели наверняка назовут историей, это был самый центр города.

Война помешала вовремя пойти в школу – не до того было, поэтому в первый класс «Батюшкиной» школы (начальная №1) Людмила пошла уже в десятилетнем возрасте, и до сих пор с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Александру Андреевну Бокову. «Удивительная женщина, с которой можно было брать пример благородства, ума, справедливости, самопожертвования, – вспоминает Людмила Алексеевна. – Пришла к нам в дом. Убедила в необходимости учиться. Время было тяжелое: нищета, хлеб по карточкам. Но учительница сумела вселить уверенность, что впереди – только хорошее, светлое».

Но закончить школу способной девочке не удалось – пришлось пойти работать. Отец привёл на фабрику. К ткацкому станку встала в пятнадцать лет. Школа фабрично-заводского ученичества, вечерняя школа, которая в те времена называлась школой рабочей молодёжи, где текстильщики постигали премудрости физики, истории и литературы в свободное от рабочей смены время – так началась трудовая биография Людмилы Вялкиной, которая вся была связана с Озёрским хлопчатобумажным комбинатом «Рабочий». Второй этаж ткацкой фабрики стал рабочим местом Людмилы Вялкиной (Голицыной) на целые десятилетия.

«До сих пор снятся чугунные кованые плиты лестничных пролетов, ведущих в цех, особенный фабричный запах – родной, знакомый», – рассказывает она. Здесь, в цеху, и произошла первая встреча молодой ткачихи с её будущим мужем, который стал для девушки всем – счастьем, болью, радостью. Судьбой. Анатолий Голицын пришёл в цех учиться на помощника мастера. «В нём было что-то, – вспоминает она. – Не зря родные говорили, что он – потомок древнего княжеского рода Голицыных. Благородство... Не передать словами».
Анатолий Голицын уже тогда был известным в Озёрах поэтом. К слову сказать, ни одна «Литературная страничка» «Зари» не обходилась без его замечательных чеканных стихотворных строк. Мужчина выделил молодую ткачиху среди нескольких тысяч девушек, работавших на фабриках текстильного комбината. Во всяком случае, выходя из цеха после смены, оставил на станке тетрадный листок – стихи. Всего несколько строчек. Может быть, нашел родственную душу? Так или иначе, но прошло всего немного времени – и они уже не расставались.
В 1963 году родился сын Игорь, затем – Марина. Жизнь шла своим чередом, супруги работали на комбинате, а в свободное время писали стихи. Оба.

«Жена – моей поэзии свидетель, она спокойно не даёт сидеть ей, Написанное с юмором на «ять» Она одна способна лишь понять, – это посвящение жене, – из того времени. «К нам часто стали приезжать из газет, журналов. В эти дни в доме царила поэтическая атмосфера: спорили, читали отрывки и снова спорили. Однажды приехал в гости уже тогда знаменитый поэт-песенник Борис Танич, – продолжает свой рассказ Людмила Алексеевна, – и муж, между делом, уже прощаясь с ним, протянул поэту стихи, написанные мной: мол, это моя жена написала. Танич уехал, а спустя какое-то время – телеграмма из Москвы: «Слушайте воскресную передачу «С добрым утром». Песню на ваши стихи исполнит Людмила Зыкина. Автор музыки – Ян Френкель». Так началась жизнь песни.

Рассказала Людмила, что однажды, купив популярный в те годы советский сборник «Песен радио и эстрады», неожиданно обнаружила там и свою, уже уверенно занявшую своё достойное место в репертуаре россиян. «Я даже получала гонорар, и неплохой», – с улыбкой призналась женщина... А потом она прозвучала и в фильме. Так сложилась судьба песни.

А как же судьба озёрской семьи Голицыных, чья песня неожиданно обрела такой успех? Жили, как все – с радостями и печалями, растили детей, работали на фабрике. А в свободное время в небольшом доме на территории фабричного двора, как раз напротив Озёрской типографии, звучали стихи. Многие из них и сейчас просятся на музыку...

Анатолия Ивановича Голицына не стало более 21 года назад. Людмила Алексеевна живёт и здравствует в нашем городе, по-прежнему пишет стихи. В минувшую субботу приняла участие в вечернем ток-шоу Андрея Малахова «Привет, Андрей!» на телеканале «Россия 1». Дружеские посиделки звёзд за большим столом были посвящены любимым русским народным песням и их исполнителям, в передаче также прозвучали интересные истории, одну из которых рассказала озёрская поэтесса Людмила Вялкина.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter