Коломенский завод поделился уникальными фотографиями
В честь Международного Дня архивов, 9 июня Коломенский завод опубликовал в официальных группах социальных сетей уникальные фотографии. Они хранились в музее предприятия и публикуются впервые.
На фотографиях можно увидеть как сотрудники Коломенского завода работали во время эвакуации в Харькове в годы Великой Отечественной войны.
В июле 1944 года коломенские работники в режиме строгой секретности из Кирова были переведены в Харьков, на территорию трижды орденоносного харьковского Завода № 75 Наркомата танковой промышленности (до 1939 г. – Харьковский паровозостроительный завод, до 1960-х - машиностроительный завод № 183 и его филиал завод № 75, сейчас Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, выпускающий двигатели, тепловозы и танки).
Перед коломзаводцами стояла тяжелейшая задача по восстановлению Завода № 75. С ней они успешно справились.
Харьков и, в частности, территория завода № 75 была дважды занята немцами – 24 октября 1941 г. и 14 марта 1943 г.
К моменту окончательного освобождения Харькова Красной армией завод № 75 представлял собой груды развалин. Рабочие и инженерно-технические работники на своих участках работали по очистке площадей от завалов и производили ремонт окон, дверей, крыш и стен. Ремонтных строительных материалов не было. Была разобрана часть деревянных бараков и сараев, находившихся на территории завода, и это служило материалом для строительных работ. Для восстановления машин нужен был ремонтный фонд в виде деталей и узлов, которых завод не мог изготавливать.
Был организован сбор механизмов и деталей на полях сражений с разбитых и не подлежащих ремонту танков – таким образом, был значительно восполнен недостаток деталей.
С освобождением Харькова в августе 1943 года начался возврат заводчан из эвакуации. Уже в конце сентября на базе завода был организован ремонтный завод, изначально ориентированный на ремонт танков и дизель-моторов, а с 1944 года – на производство арттягачей АТ-45, а затем и танков типа Т-34.
Убытки от разрушений завода и уничтожения его материальных ценностей в период оккупации составили 352 млн. рублей (в ценах 1947 года). Но уже к концу 1943 года на заводе действовали 15 мостовых кранов, две мартеновские печи, две вагранки, печи термического цеха. Начала работу заводская поликлиника. Завод восстанавливался, сюда возвращалась прежняя трудовая жизнь.
Завод оснащал армию боевой техникой, собирая мощные гусеничные арттягачи.
В 1944 году на заводе № 75 было выпущено 1838 модернизированных танков Т-34/76 и 6583 Т-34/85.
В мае 1945 года был выпущен 35-тысячный танк.
Простота, технологичность, а также ремонтопригодность Т-34 позволила в полевых и фронтовых условиях производить ремонт поврежденных машин. Так, за годы войны силами частей Главного управления ремонтов танков было произведено около 430 тыс. ремонтов танков и САУ. Таким образом, каждый выпущенный промышленностью танк в среднем ремонтировался более 4-х раз.
Отдельное внимание уделялось коллективу – рабочим предприятия.
Одной из форм мобилизации коллектива на выполнение производственных задач являлась хорошо организованная наглядная агитация. На территории восстановленного завода и в цехах были установлены газетные витрины, витрины для стенгазет, доски показателей хода соревнований цехов.
С целью удовлетворения культурных запросов работающих был восстановлен клуб завода, при клубе созданы библиотека и читальня.
Были восстановлены Дворец культуры, разрушенные оккупантами детские учреждения, в том числе, детский санаторий «Высокое» на 270 человек.
День Победы на заводе №75 был встречен общим торжеством: 9 мая 1945 года в 8 часов утра коллектив предприятия собрался на общезаводской митинг.
На фотографиях можно увидеть как сотрудники Коломенского завода работали во время эвакуации в Харькове в годы Великой Отечественной войны.
В июле 1944 года коломенские работники в режиме строгой секретности из Кирова были переведены в Харьков, на территорию трижды орденоносного харьковского Завода № 75 Наркомата танковой промышленности (до 1939 г. – Харьковский паровозостроительный завод, до 1960-х - машиностроительный завод № 183 и его филиал завод № 75, сейчас Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, выпускающий двигатели, тепловозы и танки).
Перед коломзаводцами стояла тяжелейшая задача по восстановлению Завода № 75. С ней они успешно справились.
Харьков и, в частности, территория завода № 75 была дважды занята немцами – 24 октября 1941 г. и 14 марта 1943 г.
К моменту окончательного освобождения Харькова Красной армией завод № 75 представлял собой груды развалин. Рабочие и инженерно-технические работники на своих участках работали по очистке площадей от завалов и производили ремонт окон, дверей, крыш и стен. Ремонтных строительных материалов не было. Была разобрана часть деревянных бараков и сараев, находившихся на территории завода, и это служило материалом для строительных работ. Для восстановления машин нужен был ремонтный фонд в виде деталей и узлов, которых завод не мог изготавливать.
Был организован сбор механизмов и деталей на полях сражений с разбитых и не подлежащих ремонту танков – таким образом, был значительно восполнен недостаток деталей.
С освобождением Харькова в августе 1943 года начался возврат заводчан из эвакуации. Уже в конце сентября на базе завода был организован ремонтный завод, изначально ориентированный на ремонт танков и дизель-моторов, а с 1944 года – на производство арттягачей АТ-45, а затем и танков типа Т-34.
Убытки от разрушений завода и уничтожения его материальных ценностей в период оккупации составили 352 млн. рублей (в ценах 1947 года). Но уже к концу 1943 года на заводе действовали 15 мостовых кранов, две мартеновские печи, две вагранки, печи термического цеха. Начала работу заводская поликлиника. Завод восстанавливался, сюда возвращалась прежняя трудовая жизнь.
Завод оснащал армию боевой техникой, собирая мощные гусеничные арттягачи.
В 1944 году на заводе № 75 было выпущено 1838 модернизированных танков Т-34/76 и 6583 Т-34/85.
В мае 1945 года был выпущен 35-тысячный танк.
Простота, технологичность, а также ремонтопригодность Т-34 позволила в полевых и фронтовых условиях производить ремонт поврежденных машин. Так, за годы войны силами частей Главного управления ремонтов танков было произведено около 430 тыс. ремонтов танков и САУ. Таким образом, каждый выпущенный промышленностью танк в среднем ремонтировался более 4-х раз.
Отдельное внимание уделялось коллективу – рабочим предприятия.
Одной из форм мобилизации коллектива на выполнение производственных задач являлась хорошо организованная наглядная агитация. На территории восстановленного завода и в цехах были установлены газетные витрины, витрины для стенгазет, доски показателей хода соревнований цехов.
С целью удовлетворения культурных запросов работающих был восстановлен клуб завода, при клубе созданы библиотека и читальня.
Были восстановлены Дворец культуры, разрушенные оккупантами детские учреждения, в том числе, детский санаторий «Высокое» на 270 человек.
День Победы на заводе №75 был встречен общим торжеством: 9 мая 1945 года в 8 часов утра коллектив предприятия собрался на общезаводской митинг.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterДругие публикации:
Андрей Воробьев выступил с ежегодным обращением к жителям Московской области30 январь 2019Патриотическая акция «Про Героя»03 февраль 2020Баженов: Акция Госадмтехнадзора "Тропинка к дому" принесла пользу 120 пожилым людям Подмосковья11 сентябрь 2019Зима в Коломне! Куда пойти?14 январь 2020О тарифах начистоту28 январь 2019
Новые публикации:
Уведомление о проведении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы - проект технической документации на новую технику, технологию «Установка по обезвреживанию биогаза ЧЕЛЯБГАЗМАШ-ФУЗТ/2500С/УФ6»
В Коломне продолжается реализация проекта «Светлый город»
В Коломне завершился московский областной открытый музыкальный фестиваль-конкурс
Делегация коломенского вуза посетила школу в Китае с изучением русского языка
Коломенская гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса инициатив родительских сообществ
Врач-эндокринолог из Коломны стала лауреатом премии правительства Московской области