В каких случаях может быть уволен служащий
Служащий может быть уволен, если он является стороной конфликта интересов
Муниципальный служащий обратился в суд с иском к администрации городского округа о признании незаконным увольнения с должности заместителя главы администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля, а также об изменении основания увольнения.
В обоснование иска он указал, что обратился к представителю нанимателя с заявлением об увольнении со службы по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), но трудовой договор с ним был расторгнут на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Конфликт интересов, по мнению работодателя, заключался в том, что в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, где служащий являлся членом комиссии, принимала участие его супруга. При этом победителем по результатам стала не она, а другой участник.
Обратите внимание! Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ и ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска служащему было отказано. При вынесении решений судьи руководствовались следующим.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы.
К сведению. Под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается в том числе возможность получения состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав.
В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у нее возникли бы имущественные права на земельный участок. Значит, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность.
То обстоятельство, что супруга не была признана победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку, как следует из ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Таким образом, нарушение служащим требований ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ дает основание для его увольнения на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Служащий может быть уволен, если не уведомит начальника о возможном конфликте интересов
Служащая (судебный пристав-исполнитель) обратилась в суд с иском к Управлению ФСС о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ, - в связи с утратой доверия (непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является), и восстановлении в ранее замещаемой должности.
Должником, в отношении которого служащая исполняла обязанности судебного пристава в ходе исполнительного производства, был ее отец. Об этом родстве она проинформировала своего начальника в устной форме и считала, что тем самым ею были соблюдены требования о предотвращении конфликта интересов.
Служащая возбудила исполнительное производство, но меры принудительного исполнения применены не были, что позволило должнику совершить действия, повлекшие невозможность исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 4 и 5 ст. 11 Закона N 273-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений). Аналогичные нормы закреплены в Законе N 79-ФЗ и Федеральном законе от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
А в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). А в силу п. 1 ч. 1 ст. 59.2 того же Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
К сведению. В настоящее время действует порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, во исполнение ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ. Этот порядок утвержден Приказом ФССП РФ от 08.09.2016 N 492.
Увольнение служащей по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (за утрату доверия), из-за несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей было признано судом законным.
Муниципальный служащий обратился в суд с иском к администрации городского округа о признании незаконным увольнения с должности заместителя главы администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля, а также об изменении основания увольнения.
В обоснование иска он указал, что обратился к представителю нанимателя с заявлением об увольнении со службы по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), но трудовой договор с ним был расторгнут на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Конфликт интересов, по мнению работодателя, заключался в том, что в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, где служащий являлся членом комиссии, принимала участие его супруга. При этом победителем по результатам стала не она, а другой участник.
Обратите внимание! Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ и ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска служащему было отказано. При вынесении решений судьи руководствовались следующим.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы.
К сведению. Под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается в том числе возможность получения состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав.
В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у нее возникли бы имущественные права на земельный участок. Значит, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность.
То обстоятельство, что супруга не была признана победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку, как следует из ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Таким образом, нарушение служащим требований ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ дает основание для его увольнения на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Служащий может быть уволен, если не уведомит начальника о возможном конфликте интересов
Служащая (судебный пристав-исполнитель) обратилась в суд с иском к Управлению ФСС о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ, - в связи с утратой доверия (непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является), и восстановлении в ранее замещаемой должности.
Должником, в отношении которого служащая исполняла обязанности судебного пристава в ходе исполнительного производства, был ее отец. Об этом родстве она проинформировала своего начальника в устной форме и считала, что тем самым ею были соблюдены требования о предотвращении конфликта интересов.
Служащая возбудила исполнительное производство, но меры принудительного исполнения применены не были, что позволило должнику совершить действия, повлекшие невозможность исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 4 и 5 ст. 11 Закона N 273-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений). Аналогичные нормы закреплены в Законе N 79-ФЗ и Федеральном законе от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
А в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). А в силу п. 1 ч. 1 ст. 59.2 того же Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
К сведению. В настоящее время действует порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, во исполнение ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ. Этот порядок утвержден Приказом ФССП РФ от 08.09.2016 N 492.
Увольнение служащей по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (за утрату доверия), из-за несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей было признано судом законным.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterДругие публикации:
Материальная ответственность работника18 март 2019Защита прокурором частных интересов в гражданском судопроизводстве17 декабрь 2018Предъявление и поддержание прокурорами гражданского иска по уголовным делам о преступлениях, которым причинен государству и гражданам08 февраль 2019Будет ли нарушением неоформление трудовых отношений с работником, если сам работник просит работодателя об этом?04 декабрь 2019Предупреждение преступлений коррупционной направленности24 декабрь 2019
Новые публикации:
В Коломне продолжается реализация проекта «Светлый город»
В Коломне завершился московский областной открытый музыкальный фестиваль-конкурс
Делегация коломенского вуза посетила школу в Китае с изучением русского языка
Коломенская гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса инициатив родительских сообществ
Врач-эндокринолог из Коломны стала лауреатом премии правительства Московской области
Учреждения Городского округа Коломна присоединились к Единой школьной лиге