Городской округ
Обращения граждан:

Обращения Юр. лиц:
Секретариат:
Интернет приёмная:
Версия для
слабовидящих
Администрация Городского округа Коломна » Пресс - служба » Пресс-служба | Новости » О паровозе со 140-летней историей рассказали на Коломенском заводе

О паровозе со 140-летней историей рассказали на Коломенском заводе

03 июнь 2024
200
140 лет назад, в 1884 году Коломенский завод разработал и выпустил паровоз системы Ферли, тип 29.

Ко второй половине 19 века в мире появились сотни, если не тысячи разнообразных конструкций паровозов. Они отличались типом топлива, колесной формулой, паровой машиной. Одной из необычных и любопытных конструкций стали паровозы системы Ферли, названные так по имени запатентовавшего их шотландского инженера Роберта Френсиса Ферли. В 1864 году Ферли взял патент на сочлененный танк-паровоз, экипажная часть которого состоит из двух независимых, не соединенных между собою тележек. Так появился на свет железный «тянитолкай».

Что же такое танк-паровоз? Танк-паровоз — от английского слова tank (бак), в котором находится вода и уголь. Конструкция локомотива обусловлена характером маневровых работ и особенна отсутствием тендера, специального отделения для хранения топлива и воды.
Удобство нового паровоза оценили не сразу, хотя его очевидные преимущества были налицо. Прежде всего, что свойственно конструкции танк-паровозов, удалось существенно повысить сцепной вес локомотива, позволявший ему брать более тяжелые составы и преодолевать подъемы. Второе преимущество, это способности вписываться в кривые малого радиуса, что было крайне важно для гористой местности, где железнодорожный путь прокладывать было нелегко. И, наконец, Ферли не требовал строительства поворотных кругов на конечных станциях, что удешевляло эксплуатацию железной дороги. Не случайно, что локомотивы этого типа успешно трудились в странах, где горы и малые извилистые реки не позволяли делать колею прямой.

Прижился этот тип локомотива и в России. Паровозы системы Ферли были заказаны русскими дорогами почти немедленно после демонстрации 1870 года. На следующий год партия паровозов поступила на Тамбово-Саратовскую дорогу, где проработала 16 лет, а в 1872 году паровозы Ферли начали водить поезда и на Поти-Тифлисской дороге — на Сурамском перевале, известном тяжёлым профилем рельсового пути.

В 1883 году Закавказская ж/д заказала Коломенскому заводу 17 паровозов, которые изначально строились под жидкостное отопление (нефть и мазут). Коломзавод разработал и построил новый паровоз, тип 29, лишь по идее похожий на имевшиеся локомотивы иностранных заводов, взяв у них все лучшее и создав образец отличного паровоза для горных железных дорог.

В период 1885-1890 годов в Российской Империи на Закавказской ж/д паровозы Ферли заграничной постройки были переоборудованы под жидкостное отопление по образцу паровозов Коломенского завода. Впоследствии проработали на магистральной работе до электрификации участка Сурамского перевала в 1934 году. После этого до 1945 года паровозы Ферли эксплуатировались на маневровой работе, а затем были списаны.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter